morky (morky) wrote,
morky
morky

Categories:
Читая рассказы Зощенко о Ленине, действительно сложно избавиться от впечатления, что он издевается.
При этом, что интересно, это совершенно "по-советски"(*) написанные рассказы. То есть самая издевка состоит в том, что Зощенко не было нужды морщить лоб, придумывая какие-то замаскированные издевки - ему достаточно было ХОРОШО написать по-советски, лучше, чем могут сами советские. И это автоматически получалось издевкой. Иначе говоря, "советское" было издевкой самого себя, одной из тех вещей, которые чем проще и честнее обрисованы - тем они нелепее, поскольку таковы они и есть.
А если написать "советское" в форме детской литературы, т.е. в той форме, которой и положено максимально простое и честное изложение - то с точки зрения самого советского ее вообще невозможно разоблачить, поскольку с советской точки зрения надо награждать. Но издевка, око видит. Но доказать невозможно, зуб неймет. Поскольку любое "доказательство" получается антисоветской издевкой в квадрате. Ну, скажем, как в 1946 году В.Вишневский в газете "Культура и жизнь" критикует детский рассказ Зощенко "Приключения обезьяны":
"...Общая концепция рассказа сводится к тому, что обезьяне в обществе людей плохо и скучно. В одном из "рассуждений" обезьяны, то есть рассуждений, сделанных Зощенко за обезьяну, прямо говорится, что жить в клетке, то есть подальше от людей, лучше, чем в среде людей...
Спрашивается, до каких пор редакция журнала "Звезда" будет предоставлять свои страницы для произведений, являющихся клеветой на жизнь советского народа
?"
В.Вишневский простодушно усмотрел в детском рассказе о жизни обезьяны в клетке - аналогию с жизнью советских людей. А ведь и не за такое давали лет по десять.
И жизнь Зощенко это только доказывает. Интеллигентское гестапо мотало его как кость, которую и разгрызть не может, и бросить нельзя. В какой только ерунде, за отсутствием прямых улик, не приходилось им его обвинять, включая "воинственный проповедник безыдейности" - то есть обвинение в отсутствии предмета обвинения.

Я бы вообще добавил в определение "советскости" от udod99 - инфантильность. Именно как типообразующий, один из лежащих в самом основании принципов. В этом смысле "советскость" (**) - нечто вроде абсурдного детского сада, где взрослые люди принуждаются к нелепому детскому поведению. Как-то было по телевизору американское кино, где дети играют "как бы взрослый" фильм про мафию, только автоматы стреляют пирожными, а в остальном симулируют повадки голивудских мафиози.
Так вот в советском "детском саду" все было очень серьезно, мочили всерьез. Взрослые люди принуждались общаться и мыслить на уровне "муся-пуся", "он в меня кидается касей", "позалуюсь марье иванонне", "дети, возьмитесь за руки". Вместо здравого смысла и ума руководствоваться какими-то указующими образными пиктограммами, типа "поел - убери", "не ходи по рельсам", "малой кровью на вражеской территории", "дадим стране угля" и т.д.
Самая модель мироустройства была очень детской - есть чужие дяди, с ними нельзя говорить; брось бяку; секса нет (именно секса, "похоти") ; и политики нет; "марья ванна - ум, честь и совесть детского сада". Уровень западного общества с его комиксным мышлением, статусными шмотками, мистикой на уровне пионерлагерских ужастиков, интересом к сексу, коллекционированием, музычкой класса "Битлз" и "Бонни М", доминированию в группе - это все уровень подростка 13-14 лет. Для советских людей ("целиком советских") - это было непреодолимым соблазном, запретным "взрослым миром", который потрясал основы, как мир дворовых хулиганов для первоклашек.

Именно поэтому советская детская литература была единственно истинно советской, правильной, законченной в своем смысле (хоть всерьез, хоть в издевку). Взрослая литература просто не могла ее выразить, поскольку априори была много бОльшим. Всякая взрослая советская книга либо сводилась вконец запутавшимся, перечертыхавшимся и вспотевшим автором к той же детской литературе, уровня толстовского букваря с переложеним басен Крылова, только замусоленой до бессмысленности ("на чумазом лице бригадира Семенова блуждала белозубая улыбка - он думал о том, как даст стране угля"), либо, в меру смелости автора, решившего что-то не вычеркивать - к антисоветизму, то есть к той же издевке. "Как закалялась сталь" - это детская агитка, на каком-то субъективном уровне переходящая в издевку. И "С легким паром" - это агитка, переходящая в антисоветскую издевку, на своем уровне.
(Темы или области, которым удавалось вырваться из-под советской опеки, и творить хоть в какой-то мере по-взрослому, мы здесь не рассматриваем).

Так что В.Вишневский - не идиот, как кажется на первый взгляд. По крайней мере, не врожденный идиот, а наведенный. Он искренне рассуждает на детском инфантильном уровне, "Марья Иванна, а Петя не спит", что прямо указывает на то, что сам Всеволод Вишневский не спит уж точно, но правила доноса это подразумевают и прощают. Взрослый человек сюсюкает и размазывает кашу по лицу - таковы правила.

Или вот reincarnat, скажем, в своем гимне "советизму", с положенными проклятиями собственности и национализму - не идиот. Это "советизм" заставляет описывать себя как нечто крайне инфантильное, поскольку такова его суть. Отнесись по-взрослому - и это выйдет голимая издевка.

Ребенок, желающий мороженого, последовательно отметает все "преграды" на пути к нему, которые он видит (или ему на них указывают взрослые). Он легко "отменяет" любые правила и условия, ангину, право частной собственности, чужое нежелание преодолевает своим требованием и т.д. Естественно, не подразумевая применеиня следствий к самому себе - поскольку по тем же правилам, по которым мороженое должно уйти из чужих рук, оно не положено и ему. Просто с этими сложностями пусть разбираются взрослые, а к нему персонально считают их несуществующими.

Так и reincarnat, отрицая значимость собственности, де, ерунда, физиологическая потребность, да и только - этим самым отрицает и собственное право на удовлетворение физиологических потребностей. С какой стати ему оставят "подходящую по размеру одежду и удобное для отдыха жилье", если двумя строчкам выше он заклеймил желание "иметь теплый набрюшник", как буржуазную плесень? По этим правилам reincarnat первым пойдет в тундру босиком, давать стране угля.
То же самое касается и его расправы с "буржуазным национализмом" (то есть праве нации на страну) - "обезьяны с бубном", должны умереть. После чего заявляет о праве собственности на Россию им же заявленного "советского этноса" (!). То есть заявляет этот самый буржуазный национализм, просто для другого народа. "Всех убил, один остался". Я даже не обсуждаю, откуда и когда появился этот "сборный этнос", и с какой стати ему должна достаться именно Россия, которую создал, вообще-то, русский этнос, и потратил на это более тысячи лет. Пускай он действительно принадлежит к другому этносу, принадлежит же он к какому-то этносу - просто, каков сам уровень рассуждений.

Кстати, о настоящем советском детском саде (который для настоящих детей), остались самые теплые воспоминания. Для детей тот мир как раз подходил, как одежда по размеру и удобное для отдыха жилье. В этом смысле я всегда на стороне "советского". Но не впадать же взрослому человеку в инфантилизм, тоскуя по советскому садику.
Так что Зощенко со своим детским творчеством попал в самое советское яблочко. Если бы он написал рассказ "Ленин, собственность, и национализм" - то изложил бы устами Ленина то же самое, что изложил reincarnat.
А случай Всеволода Вишневского - это уже готовый рассказ Зощенко, даже и одного слова менять не надо.

-----------------------------
(*) Тут, во избежании недоразумений, следует оговорить, что имеется в виду не вообще советская реальность и советские люди, в смысле "всё, что происходило при советской власти" и "все те люди, что жили при советской власти" (потому что там сходилось множество факторов, большинство из которых были противоположны "советскому"), а имеется в виду тот собственно субстрат "образцово советского", тот рафинированый идеал, к которому (с переменным успехом) стремилась принудить общество советская идеологическая надстройка.
Естественно, она испытывала и обратное влияние общества, так что всегда надо иметь в виду конкретный период, о котором речь, здесь, скажем - 30-е годы.
(**) А здесь более широко, эдак до 70-х.
Subscribe

  • Улитка на дровах

    Нарисовалась тут позиция, как бы в сторонке от массовых. И такие вроде разные люди ее придерживаются, что до этого бы и не подумал, что есть что-то…

  • О конфликтологии

    Как-то один человек, в беседе по бизнесу, убеждал меня, что в кризисной ситуации надо сдаваться, распродавать все в убыток, ибо "будет хуже".…

  • Призрак украинской оперы

    Казус белли рассыпал миф о существовании "украинца". Эдакая трагедия СССР в миниатюре. 23 года водили хороводы, "море волнуется раз, море волнуется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments

  • Улитка на дровах

    Нарисовалась тут позиция, как бы в сторонке от массовых. И такие вроде разные люди ее придерживаются, что до этого бы и не подумал, что есть что-то…

  • О конфликтологии

    Как-то один человек, в беседе по бизнесу, убеждал меня, что в кризисной ситуации надо сдаваться, распродавать все в убыток, ибо "будет хуже".…

  • Призрак украинской оперы

    Казус белли рассыпал миф о существовании "украинца". Эдакая трагедия СССР в миниатюре. 23 года водили хороводы, "море волнуется раз, море волнуется…